Методика преподавания русского языка как педагогическая наука

Методика преподавания русского языка как педагогическая наука


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Принципы обучения русскому языку

Методика русского языка как наука (№1)

1. Русский язык как учебный предмет в начальных классах.

2. Основные разделы методики начального обучения русскому языку.

3. Предмет и задачи методики преподавания русского языка.

4. Принципы обучения русскому языку.

5. Методы обучения русскому языку.- переделать

6. Место методики русского языка среди других наук.

7. Из истории методики русского языка.

Русский язык как учебный предмет в начальных классах

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Умения и навыки в области родного языка (речь — говорение, восприятие речи — аудирование, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством обучения учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык.

Таким образом, содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах состоят:

1) в развитии устной и письменной речи учащихся — в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического материала, с наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;

2) в обучении детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т.е. элементарному правильному и осознанному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений;

3) в изучении литературной нормы — грамматической правильности орфографически и пунктуационно грамотного письма, орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи;

4) в изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;

5) в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение, в овладении читательскими умениями.

Содержание и объем учебного предмета «Русский язык» определено программой — государственным документом, обязательным для выполнения; программа указывает также требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Современная программа состоит из вводной, объяснительной записки и разделов «Обучение грамоте и развитие, речи», «Чтение и развитие печи», «Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами «Внеклассное чтение», «Звуки ибуквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание». В программе также определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по изучаемым темам, межпредметные связи и познавательные умения. Программа определяет также тематику классного и внеклассного чтения, дает список произведений, рекомендуемых для заучивания наизусть.

Предмет и задачи методики преподавания русского языка

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Предметом изучения методики русского языка является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и. пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. На основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку.

Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр. находит способы их устранения и предупреждения

1) Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование.

2) Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатывают методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т.

д.

3) Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.

3. Основные разделы методики начального обучения русскому языку:

Методика обучения грамоте, т.е. элементарному чтению и письму. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность — это не только важнейшее условие развития языковой личности школьника, его речевой (языковой) культуры, полноценного усвоения всех школьных дисциплин, но и условие, в значительной степени влияющее на его дальнейшую социальную активность.

Методика чтения. Задача предмета «Чтение» в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, а также в приобщении их к художественной литературе как искусству слова.

Методика грамматики и орфографии. Она включает обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографических навыков.

Методика развития речи учащихся. Младшие школьники впервые осознают язык, речь как предмет изучения — анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, что интересно; овладевают письменной речью, которая отличается от устной и своей графической формой, и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Методика развития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса и связной речи устной и письменной.

Принципы обучения русскому языку

Одним из основополагающих общедидактических принципов является принцип научности, который проявляется в том, что лингвистические понятия для изучения языкового материала отбираются с учетом современных достижений лингвистической науки. Одним из средств реализации этого принципа является историзм в изложении материала (использование исторических справок и комментариев, этимологического анализа).

Принцип научности дополняется принципом доступности и посильности сообщаемых знаний, отрабатываемых умений и навыков. С целью обеспечения доступности учебного материала по русскому языку его следует отбирать на основе следующих критериев: связь с жизнью детей; концентризм в изложении учебного материала; обязательная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Принцип преемственности. Этот принцип выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленности и оптимального отношения между отдельными сторонами, частями, этапами обучения и внутри их; осуществление опоры на предыдущие знания, обеспечение их дальнейшего развития и подготовка учащихся к требованиям содержания, форм и методов обучения в будущем, осуществление посильных, оптимальных требований к учащимся и поступательно-восходящего характера развертывания учебного процесса по его организации, содержанию и методам работы с целью обеспечения высокой эффективности обучения.

Принцип последовательности и систематичности логически вытекает из системы самого языка, которая представляет сложную иерархическую структуру и предполагает отбор такого языкового материала и в такой его последовательности, который, будучи минимальным с точки зрения системы языка, не разрушает ее функционального единства. Этот принцип основан на поэтапном приобретении знаний и формировании навыков и умений, что тесно взаимосвязано с этапами развития языковой личности. Системность в изложении научных знаний в первую очередь обеспечивается программой. Концентризм расположения программного материала – это та педагогическая система, которая облегчает младшим школьникам усвоение знаний, овладение умениями и навыками. Такая система предполагает постепенное расширение сведений о ранее изученных предметах и явлениях, установление сходства и различия между ними.

Суть принципа сознательности и активности заключается в том, что процесс обучения школьников должен обеспечить им полное понимание материала, сознательное отношение к учению, развитие самостоятельности и творческого мышления, умения активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. Процесс овладения лингвистическим материалом предполагает путь от сознательных учебных действий к подсознательному, автоматизированному, произвольному употреблению изучаемых языковых явлений. Вместе с тем, подсознательное употребление языковых средств сочетается с понимаем и осмыслением содержания языковой информации и сознательно выполняемой речевой деятельности.

Сознательное усвоение материала возможно только при условии активной работы учащихся, поэтому принцип сознательности всегда рассматривается в совокупности с принципом активности.

Сознательность и активность тесно связаны с наглядностью обучения.

Русский язык очень часто представляет явления в обобщении, отвлечении от конкретных явлений и фактов.

Чем абстрактнее материал, тем труднее он для усвоения учениками, тем больше он нуждается в конкретизации на первых порах изучения. Наглядность в обучении облегчает путь от конкретного к абстрактному, что особенно важно для младших школьников. Понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если подкреплены конкретными фактами, примерами. Именно так, с привлечением конкретных примеров, ведется работа с правилами. Кроме того, в качестве наглядности при изложении материала используются различные пособия, помогающие зрительному восприятию информации (таблицы, схемы, словарные плакаты, демонстрационные карточки, раздаточный материал и т.д.).

Важное место при организации обучения занимает принцип прочности. Данный принцип выражается в том, что вводимые в память школьников понятия, определения, рекомендации, регламентирующие написания различных орфограмм, должны в ней удерживаться, сохраняться, чтобы учащиеся могли извлечь из нее нужные единицы языка, когда у них возникает необходимость в их применении.

Прочность усвоения знаний и практических навыков обеспечивается ярким преподнесением языкового учебного материала при ознакомлении с ним младших школьников. В этом случае у них создаются живые образы, устанавливаются соответствующие ассоциации, когда в момент ознакомления затронуты либо чувства (эмоциональное воздействие на учащихся), либо мышление (необходимость таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и т.д.). Кроме этого, очень важны тренировки при введении лексико-грамматического материала в речевую деятельность. Прочность усвоения знаний возрастает при самостоятельном творческом применении изучаемого языкового материала для передачи необходимого содержания высказывания.

Принцип индивидуального подхода предполагает всесторонний учет способностей, мотивов, интересов, предпочтений учащихся. Педагогическое воздействие на учеников принесет ожидаемые результаты только в том случае, если оно опирается на реальный уровень его психофизиологических возможностей, т.к. согласно теории понимания личности С.Л. Рубинштейна, гуманистическая парадигма предполагает выбор технологий, основывающихся не только на требованиях социума, но и на индивидуальных психических и личностных свойствах учащихся.

Эффективность процесса обучения в значительной степени зависит от того, насколько психофизиологические возможности школьников соответствуют применяемым методам обучения.

Помимо общедидактических принципов, методика преподавания русского языка как самостоятельная наука разрабатывает и внедряет в процесс преподавания частнометодические принципы . вытекающие из закономерностей овладения языком и речью.

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в начальной школе является принцип коммуникативной направленности, который предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями. К таковым относятся ответы на вопросы, составление сообщений, пересказ, обмен мнениями по поводу выполняемой работы, ролевые игры и др. Полученный в результате выполнения этих заданий речевой материал используется для решения лингвистических задач на уроках грамматики и правописания.

Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления. Речь – это канал развития интеллекта и, что особенно важно, канал, доступный для внешнего воздействия.

Совершенствуя и развивая речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне – будь то слово, предложение или текст. Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной деятельности.

В процессе обучения русскому языку следует опираться на предметы и явления, которые дети или наблюдают в данный момент, или рассматривали ранее. Полученная таким образом информация и будет являться тем материалом, которым оперирует мышление и который одновременно используется как база для развития речи.

Не менее значимым для обучения младших школьников русскому языку является принцип повышения языковой и речевой мотивации. Исследования показали, что использование дополнительных приемов усиливает интерес учащихся к языковому материалу, побуждает их к более объемным и продуктивным высказываниям. Развитие активной языковой и речевой деятельности невозможно без системы различных стимулов, которые обеспечивают создание соответствующих мотивов обучения.

Тесно связан с предыдущими принцип формирования чувства языка и опоры на него. Чувством языка, или языковым чутьем, называют неосознанное, приобретенное просто памятью в процессе подражания знание нормы, традиции употребления. Интуитивное усвоение законов языка проявляется на всех его уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом и стилистическом. При этом не только осуществляется правильное употребление знакомых слов и их сочетаний, но и происходит очень сложный процесс развития интереса к языковой материи, к осмыслению различных средств языка (слов, словосочетаний, предложений), к активному использованию этих средств.

Совокупность методических принципов, неукоснительная реализация их в процессе обучения родному языку, их взаимодействие с общедидактическими принципами способствуют повышению потенциала уроков русского языка, более успешной реализации целей обучения.

©2015 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.



методика преподавания русского языка как педагогическая наука:Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка

методика преподавания русского языка как педагогическая наука

Методика преподавания русского языка как педагогическая наука 8 7 10