Социальная политика как категория политологии

Социальная политика как категория политологии


/ Шпаргалка К Экзамену По Политологии Для Вечерников (Протопопов Е. Е.) / политология 1-10

Предмет политологии и методы его изучения. Место политологии среди общественных наук.

Политология -это наука о политике, это общая теория политики. Она изучает политическую сферу жизни общества и присущие политические закономерности. Это деят-ть по управлению различными процессами. В большинстве случаев под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами.

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике:

1.диалектический (рассмотрения явлений политической действительности с учетом факта их постоянного изменения); 2.системный (политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей).;3.сравнительный (дает возможность сравнивать политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования); 4.исторический (исследования политической жизни в контексте эволюции политического процесса, выявление связи прошлого, настоящего и будущего);5. описательный (наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни); 6.статистический (накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные стороны и состояния объекта); 7. математический (возможность моделирования политических процессов – составления схематических образов изучаемых объектов, отображающих их сущностные качества).

Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими общественными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий, но, конечно, предмет изучения существенно различен. В отличие от других наук политология имеет цель проникнуть в сущность такого сложного феномена, как политика, выявить связь элементов, определенные основания, закономерности, действующие в разных общественно политических системах, а также наметить реальные результаты.

В наш век комплексного взаимодействия наук невозможно изучать сложные политические процессы без учета взаимодействия общественных (гуманитарных) наук. В связи с этим существует давняя связь политологии с: 1. Экономикой; 2. Исторической наукой; 3. Юридической наукой; 4. Социальной психологией; 5. Философией; 6. Политической социологией.

Так, политология тесно связана с экономикой. Без знания последней сегодня невозможно понять суть политических отношений в обществе. Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических интересов со стороны различных социальных групп; распределение власти в обществе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. В то же время политика может оказывать воздействие на развитие экономики, содействовать ей или наоборот тормозить.

Политология связана с исторической наукой. которая дает ключ к пониманию изменений политических институтов и норм в процессе эволюции общества.

Политология однако не смотрит на историю как на спектакль, а воспринимает ее как действие («творить историю»). В этой связи очень важна аналитическая работа.

Политология взаимодействует с юридической наукой, так как правовые и политические отношения тесно переплетены друг с другом. Политическая власть не может функционировать без правового оформления. В некоторых аспектах предмет политологии и юридической науки совпадает, только рассматривается под различным углом зрения.

Политология самым непосредственным образом связана с социальной психологией. И это естественно, т.к. вопросы, изучаемые социальной психологией, занимают большое место в изучении политических явлений, ибо связаны с исследованиями конкретных действий участников политического

процесса, изучением мотивации политического поведения и настроения.

Своеобразно отношение политологии с философией. которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Закладывает категориальный аппарат.

Политология тесно связана и с политической социологией. изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой, и уделяющей большое внимание изучению социальной структуры общества. Политология сегодня активно использует и данные естественных наук: географии (при изучении влияния природных факторов на политику), демографии, антропологии, кибернетики. С их помощью она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и т.п. Таким образом в системе общественных наук политология представлена как комплексная наука о политике во всех ее проявлениях.

Категории и функции политологии.

Категории политологии — это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом.

1.категории, раскрывающие диалектику политического бытия и политического сознания (политические отношения, политическая теория, политическая идеология, политическая психология)

2.категории, выявляющие взаимосвязь политики и общества (государство, гражданское общество, политическая власть, политические институты, партии)

3. категории, отражающие систему отношений «человек и политика» (политическое участие, политическая активность, политическая культура)

4.категории, позволяющие анализировать политический процесс во всей его совокупности (революция, реформы, избирательная кампания, конфликт, политическая модернизация)

Политология кроме специфических категорий использует категории, присущие всем общественным наукам: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура .

Функциями определяется назначение политологии в жизни общества.

1.теоретико-познавательная (формирует знание о политике, ее роли в обществе, дает оценку политическим ситуациям); 2.методологическая (раскрывает общие закономерности политики, создает базу для развития более частных политических теорий и других общественных наук); 3.аналитическая (позволяет давать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий, других элементов политической организации общества); 4.регулятивная (обеспечивает воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях); 5.прогностическая (осуществляет предвидение политических процессов, корректирует своевременную политику); 6.мировоззренческая (позволяет правильно оценивать соотношение интересов различных социальных групп общества, правильно определять свое место в политической жизни общества).

Современное представление о политике.

Современные представления о политике связаны не только с государством, но и с негосударственными институтами – гражданским обществом, местным самоуправлением, СМИ.

На стыке гражданского общества и государства проявляется публичная политика.

Важную роль в политике играют также межгосударственные объединения, неправительственные международные организации.

Области политики: государственная (официальная) политика; публичная политика; политика общественных организаций и политических партий (гражданская политика).

Особенности публичной политики: ведется открыто и гласно и обязательно освещается в средствах массовой информации; в публичной политике участвуют профессиональные политики, государственные чиновники, представители общественных организаций и политических партий, научное и экспертное сообщества; к публичной политике относятся проблемы, обсуждаемые дома, на работе, на отдыхе, в общественных заведениях, специальных дискуссионных клубах; публичная политика оказывает воздействие на официальную (государственную) политику, на решение острых проблем, принятие важных решений волнующих общество.

В современной политической теории существует много определений политики.

Политологи их дифференцируют по группам: социологические и экономические дефиниции определяют политику через борьбу социальных групп и такие общественные явления, как экономику и рынок, мораль, культуру, религию; стратификационные и правовые определения трактуют политику как соперничество классов и наций или групп интересов, выводят политику из права и естественных прав человека; этические (нормативные, ценностные) трактовки понимают политику как деятельность, направленную на достижение общего блага; субстанциальные дефиниции определяют политику как действия, направленные на обретение, удержание и использование власти; институциональные и антропологические определения характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается власть; конфликтно-консенсусные дефиниции определяют политику через соотношение борьбы и согласия в обществе; деятельностные, телеологические и системные трактовки определяют политику как вид человеческой активности по эффективному достижению коллективных целей, по управлению обществом, как систему имеющую цель и аппарат принятия решений.

По технологии осуществления различают два вида политики: Умеренную. выступающую за соблюдение всех демократических процедур, терпимости к другому мнению, инакомыслию. Характеризуется центростремительным вектором, поэтому близка к чертам центристской политики; Радикальную. характеризующуюся направленностью как в левую, так и в правую стороны от центра политической оси, а также центробежностью. Основные ее характеристики: проявления крайностей, максимализма, нетерпимости, агрессивности, заявление об исключительности, привилегиях для определенной расы, нации, религии, класса.

Современная политика многоуровнева. Уровни политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики.

1. Внутренняя политика обычно подразделяется на: федеральную (в федеративных государствах) илинациональную (в унитарных государствах); региональную. под которой понимается политика в регионах и для регионов, проводимой центральной властью данной страны; локальную. которая включает политические мероприятия местной власти и мероприятия местного самоуправления.

2. Внешняя политика имеет: глобальныйиливсемирныйуровень; континентальныйуровень;региональныйуровень (речь идет о регионах международной политики, таких, например как Юго-Восточная Азия, Восточная Европа, арабский мир, страны черной Африки и т.д.); местныйилилокальныйуровень международной политики, который определяет отношения двух или нескольких рядом расположенных стран.

По сферам охвата политика может подразделяться на: экономическую. включающую такие субсферы, как финансовая, сырьевая, энергетическая, производственная, транспортная, торговая и другие виды политики в экономической сфере; социальную. включающую политику в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, заработной платы и т.д.; культурную. которая подразделяется на политику в области музейного дела, театра, литературы, музыки, кинематографии, спорта, развития и продвижения в мире языка и культурных достижений данной нации.

Современная политика может подразделяться по: возрастным группам и возрастным проблемам людей - молодежная политика, политика по отношению к детям и детству, политика по отношению к пожилым людям; социальным группам - политика по отношению к государственным служащим, военнослужащим, инвалидам, жителям села, отдаленных территорий; отношению к нации - национальная или этническая политика, защищающая интересы национальностей, малых этносов, коренных жителей.

В современном обществе политика выполняет следующие общие функции: согласование интересов самых различных социальных групп и общественно-политических группировок, нахождение консенсуса через систему выборов, референдумов, мероприятий различных политических сил; разрешение конфликтов, придание их протеканию более рационального и уравновешенного характера; корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости; создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом; обсуждение и принятие необходимых обществу разумных законов; социальная защита населения; обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества.

Взаимодействуя с другими сферами общества, политика проявляет свои характеристики, специфические черты или свойства: способность проникать во все сферы общества. воздействовать на все социально-политические и экономические институты и процессы, доходить до каждого члена общества; Свойствонеравновесности (политическая сфера представляет собой поле борьбы разнородных политических сил, представляющих собой различные социальные идеалы и интересы);

Социальные основы политики.

Политика - это сложный комплекс взаимосвязанных явлений и процессов. В политике находят отражение интересы и потребности различных социальных групп, которые являются базой и опорой государственной власти.
Основная задача современных демократических государств достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, смягчение противоречий между ними, поиск гражданского согласия. Функции "сцепления" социума, соединения частного и общественного интересов, посредничества между личностью и государством выполняет гражданское общество.
Гражданское общество существует в двух основных и взаимосвязанных измерениях: социальном и институциональном. Социальная составляющая гражданского общества - это его исторический опыт. Социально-исторический опыт - коллективный и индивидуальный - в конечном счете определяет политическое поведение личности, образ ее мыслей и многие другие аспекты межличностных отношений.
Гражданское общество - это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.
Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи, общественные, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные органы массовой информации.
Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу слова; самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений от государственных структур. Функции гражданского общества:
- продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией;
- образование среды, в которой формируется развитый социальный индивид;
- обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;
- обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества;
- всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвлений системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;
осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни.
Можно выделить три вида государственных программ вспомоществования: 1) помощь нетрудоспособным для поддержания их уровня жизни; 2) помощь трудоспособным, стимулирующая эту категорию искать новое место работы и способствующая повышению их квалификационного уровня; 3) смешанная - финансовая и материальная поддержка как трудоспособных, так и нетрудоспособных граждан).
В социальной структуре современной России можно выделить шесть слоев: 1) верхний - экономическая, политическая и силовая элита; 2) верхний средний - средние и крупные предприниматели; 3) средний - мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные; 4) базовый - массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса; 5) нижний - неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры; 6) "социальное дно" - бездомные, освобожденные из мест заключения и т.д.
Вместе с тем следует сделать ряд существенных уточнений, связанных с процессами изменения системы стратификации в процессе реформ:
- большинство социальных образований носит взаимопереходный характер, имеет нечеткие, расплывчатые границы;
- отсутствует внутреннее единство вновь возникающих социальных групп;- происходит тотальная маргинализация практически всех социальных групп;
- новое российское государство не обеспечивает безопасное граждан и не облегчает их экономическое положение.

В свою очередь эти дисфункции государства деформируют социальную структуру общества, придают ей криминальный характер;
- криминальный характер классообразования порождает растущую имущественную поляризацию общества;
- современный уровень доходов не может стимулировать трудовую и деловую активность основной массы экономически активного населения;
- в России сохраняется слой населения, который можно назвать потенциальным ресурсом среднего класса. Сегодня около 15% занятых в народном хозяйстве могут быть отнесены к этому слою, но его созревание до "критической массы" потребует немало времени. Пока в России социально-экономические приоритеты, характерные для "классического" среднего класса, можно наблюдать лишь в верхних слоях социальной иерархии.
Особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что элементы гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Выделим наиболее принципиальные направления становления гражданского общества в современной России:
- формирование и развитие новых экономических отношений включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества;
- появление адекватной этой структуре системы реальных интересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность;
- возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций социальных и культурных объединений, общественно-политических движений, составляющих главные институты гражданского общества;
- обновление взаимоотношений между социальными группами и общностями (национальными, профессиональными, реальными и др.);
- создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;
- формирование и развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.
Идеи гражданского общества оказались в посткоммунистической России в том своеобразном контексте, который отличает нашу страну как от западных государств, так и от стран Востока. В отличие от стран Запада современное российское государство имеет дело не со структурированным обществом, а, с одной стороны, с быстро формирующимися элитарными группами, с другой - с аморфным обществом, в котором преобладают индивидуальные потребительские интересы. Сегодня в России гражданское общество не развито, многие его элементы вытеснены или "заблокированы", хотя за годы реформирования произошли существенные изменения в направлении его формирования.
Современное российское общество является квазигражданским, его структуры и институты обладают многими формальными признаками образований гражданского общества. В стране насчитывается до 50 тыс. добровольных объединений - потребительских ассоциаций, профессиональных союзов, экологических групп, политических клубов и т.п. Однако многие из них, пережив на рубеже 80-90-х гг. короткий период бурного подъема, в последние годы бюрократизировались, ослабели, утратили активность. Рядовой россиянин недооценивает групповую самоорганизацию, а наиболее распространенным социальным типом стал индивид, замкнутый в своих устремлениях на себя и свою семью. В преодолении такого состояния, обусловленного процессом трансформации, и состоит специфика современного этапа развития.

Соотношение политики и экономики.

Характер взаимоотношений политики и экономики рельефно выражен в классических формулах; "Политика есть концентрированное выражение экономики" и "Политика не может иметь первенства над экономикой". Только научный подход к соотношению политики и экономики дает возможность найти адекватные политические формы отражения экономических потребностей, что становится возможным на определенном историческом этапе общественного развития. Вторая ленинская формула подчеркивает, что решение экономических проблем должно быть подчинено главной и основной задаче - сохранению и упрочению политической власти. "Без правильного политического подхода к делу данный класс не удержит своего господства, а, следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи". Правильный политический подход заключается в том, чтобы рассматривать производственные задачи во всем контексте социальных проблем, характерных для данного исторического этапа. Главным субъектом экономической и, следовательно, социально-политической жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет за себя ответственность. С одной стороны, индивид стремится наиболее полно реализовать свои права и свободы, с другой – это ведет к увеличению его ответственности. Поэтому политическая свобода и экономический либерализм, соответствующим образом гарантированные и защищенные государственно-законодательной сферой, служат основой деятельности субъектов экономического механизма свободной рыночной системы.

Данная система представляет собой стержень экономической эффективности. Степень и полнота ее развития определяют уровень экономической культуры и лидерство различных стран. Свободно-рыночная система – одна из основополагающих прогресса как экономической, так и социально-политической жизни. Успешное ее функционирование и достижение максимальной эффективности экономики обусловлено важнейшими социально-политическими факторами развития экономической культуры. Основные категории свободно-рыночной системы в социально-политической и экономической сфере: личная политическая и социальная свобода, собственность и ее юридическая защита, развитие демократических политических институтов, формирование демократической партийно-политической системы, экономический либерализм и роль государства в экономической жизни, включение каждой отдельно взятой личности в хозяйственный механизм, развитие предпринимательства и предпринимательского менталитета, создание цивилизованной экономической культуры и саморегулируемой экономической системы. Проблема проявления типа хозяйства связана в первую очередь с вопросом о роли верховной власти, государства в экономике. Различные экономические школы по-разному трактуют эту роль. Вопрос о роли государства и государственном регулировании экономики является одним из основополагающих критериев их отличия. Основоположник немецкой либеральной экономической школы В. Ойкен показал, что наиболее ранним и продолжительным было центрально-управляемое хозяйство. Основным критерием для него при отнесении хозяйства той или иной страны в тот или иной период к центрально-управляемому или свободно-рыночному было управление низовой хозяйственной единицей. Экономическая история различных стран выявляет и плюсы и минусы хозяйства центрально-управляемого и свободно-рыночного типа. Изначально и в течение очень длительного времени экономической основой являлся центрально-управляемый тип хозяйства. Рынок зарождался долго и достаточно мучительно. Для его становления необходимо было очень много факторов, на первый взгляд не связанных с экономикой: развитие государственно-правовой сферы, духовно-ментальной среды, в целом рост цивилизованности личности и общества.

Развитие рынка, зарождение рыночного хозяйства и в целом системы свободных рынков исторически показали прямую взаимозависимость социально-политической и экономической сфер. Развитие демократии и демократической системы невозможно при отсутствии системы свободных рынков. Там же, где господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого лежит отсутствие системы частной собственности (в первую очередь на землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии. Соотношение политики и экономики имеет 2 стороны:

1) Выражается в том, что поскольку экономика составляет основу жизни людей, то она определяет в первую очередь политику.

2) Выражается в том, что определяясь экономикой, политика в то же время от экономики независима.

Соотношение между политикой и экономикой не прямолинейное и простое, а диалектически сложное, т.е. в одном аспекте соотношения экономика определяет политику, а в другом аспекте соотношения политика первенствует над экономикой.

Политика как функция реализации интересов.

Интерес – это отражение в сознании людей потребностей как объективных явлений, их осмысление и осознание. Процесс же осознания проявляется в избирательности и целенаправленной деятельности субъектов интереса, что подчеркивает его субъективность.

Политический интерес – это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей.

Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.



социальная политика как категория политологии:/ Шпаргалка К Экзамену По Политологии Для Вечерников (Протопопов Е. Е.) / политология 1-10 Предмет политологии и методы его изучения. Место политологии среди общественных наук. Политология

социальная политика как категория политологии

Социальная политика как категория политологии 4 10 10