Общение как потребность человека и как социальное явление

Общение как потребность человека и как социальное явление


Общение как человеческая потребность

Общение как человеческая потребность


Потребность в общении есть одна из базовых потребностей человека как социального существа – именно поэтому общение представляется нам естественным, органически вписанным в нашу жизнь явлением, примерно таким же, как потребление пищи.
В действительности же потребность в общении даже сильнее потребности в пище. Большую часть своего активного времени (более 70%) люди проводят в общении с другими людьми. И это не пустое времяпрепровождение, а жизненная необходимость. Уже на пятый-шестой день у человека, оказавшегося в полной изоляции, развивается психоз, сопровождающийся слуховыми и зрительными галлюцинациями. С этими образами человек и пытается общаться. Поскольку такое общение нельзя назвать полноценным, дальнейшее пребывание в одиночестве приводит к разрушению личности и смерти.

Наверняка многим знакомо утверждение, что женатые мужчины живут дольше. Оно отнюдь не безосновательно, причём одинаково верно и для женатых мужчин, и для замужних женщин. Люди, оставшиеся без близких, умирают раньше срока – таковы данные медицинской статистики.

Потребность в общении проявляется уже в раннем возрасте. Младенец беспомощен, он не может самостоятельно накормить себя, уберечь себя от опасности, создать себе комфортную среду. Взрослые для него и источник питания, и защита. Нужда во взрослом побуждает ребёнка узнавать родителей, учиться управлять их поведением, и уже к окончанию второго месяца жизни малыш демонстрирует стремление к активному общению с окружающими его людьми. Потребность в общении, таким образом, основана на витальных и ролевых безусловных рефлексах (по П.В. Симонову), то есть она обусловлена генетически и важна для выживания вида.
Кроме того, потребность в общении базируется на врождённом инстинкте исследовательской активности. Известно, что исследовательское поведение является одним из безусловных рефлексов саморазвития. Подавление этого рефлекса приводит к угнетению синтеза ДНК в клетках головного мозга. Элхонон Голдберг, профессор Нью-Йоркского университета, директор Института нейро-психологии и познавательных процессов, ученик А. Р. Лурия, рассказывает в одной из своих книг об исследовании эффекта воздействия так называемой обогащенной среды на взрослых мышей. Было обнаружено, что у мышей, которые находились в клетках, оборудованных различными игрушками, тоннелями, колёсами и иными приспособлениями, развивалось до 15% больше нервных клеток, чем у мышей, оставшихся в стандартных клетках. «Стимулированные» мыши также лучше, чем «нестимулированные», выполняли различные тесты на «мышиный интеллект».

Эти опыты продемонстрировали значение познавательной активности для нормальной деятельности мозга не только в раннем, но и в зрелом возрасте (1).
Физиологи утверждают, что «нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды не только вещества и энергии, но и информации» (2). Это подтверждается экспериментами, доказывающими губительное действие «информационного голода» на функции центральной нервной системы.
Важность исследовательского поведения для развития человека столь высока, что в организме сформирован механизм специального подкрепления исследовательской активности, связанный с выработкой эндогенных опиатов («гормонов удовольствия», продуцируемых эндокринной системой). Проще говоря, процесс узнавания нового вызывает у нас позитивные эмоции, сходные с теми, что мы испытываем в состоянии насыщения или рядом с любимым человеком. Поскольку в природе ничего не происходит просто так, можно предположить, что познавательная активность человека обусловлена его эволюционными задачами. Эту идею, высказанную В.И. Вернадским и А.А.Ухтомским, развивают современные эволюционисты: основной тенденцией эволюции живой материи является не просто приспособление к окружающей среде, но экспансия, расширение среды обитания. Человек в этом смысле явно впереди прочих живых существ, населяющих нашу планету: люди не только заселили всю Землю, от Северного полюса до Южного, но и осваивают околоземное космическое пространство. Более того, человек в своей интеллектуальной деятельности проникает в сферы, недоступные для его физического пребывания: в глубины космоса, в структуру атома, в далёкое прошлое, вплоть до времени возникновения Вселенной и т.п.
Процесс общения непосредственно связан с получением информации, узнаванием нового, именно через общение происходит обучение и развитие, поэтому роль этого процесса трудно переоценить. Неудивительно, что общение становится для человека потребностью .
Потребность в психологии понимается как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности (3). То есть потребность как психологическое состояние стоит между объективной нуждой и деятельностью, направленной на удовлетворение этой нужды (активностью).
Потребность может подталкивать нас к деятельности путём отрицательного подкрепления. Так действуют витальные потребности: пищевой рефлекс вынуждает искать источник питания, вызывая дискомфортное чувство голода. Потребность в общении (как и потребность в исследовательской деятельности) мотивируется, главным образом, положительным подкреплением: теми позитивными эмоциями, которые мы можем получить в результате контакта с другими людьми.

Согласитесь, никто из нас, вступая в коммуникацию, изначально не собирается никого обижать и сам не хочет быть обиженным.

Отчего же некоторые люди (другие, не мы с вами) ведут себя так, словно нарочно напрашиваются на конфликт? И если общение диктуется нам внутренней потребностью, то отчего нам порой так трудно общаться, а иногда и вовсе не хочется? Отвечая на этот вопрос, необходимо разграничить понятия потребности, желания и мотива.

Понятия «потребность», «желание» и «мотив» не являются тождественными. Желание можно назвать проявленной потребностью, оно выводит потребность из внутреннего мира во внешний. Даже самое вздорное желание, труднообъяснимое влечение, именуемое капризом, есть внешнее отражение некой, порой не осознаваемой, внутренней нужды. Желание становится нашей движущей силой, оно даёт энергию для реализации той или иной потребности. Когда человек желает чего-то, он всем своим существом направлен на осуществление своего желания.
Мотив же действует более скрытно, представляя собой внутреннее обоснование действий индивида. Мотивы могут оставаться неявными для других, а подчас и не полностью субъективно осознанными, но от этого их побуждающая сила ничуть не ослабевает. Порой желания, даже самые, на первый взгляд, сильные, так и пребывают на стадии желания, не претворяясь в деятельность. Так бывает, когда для их реализации нет достаточных внутренних мотивов.
Потребность – это главный источник и наших желаний, и наших мотивов. Однако мотив, в отличие от желания, может вступать в конфликт с потребностью – например, в тех случаях, когда в мотивационный процесс включаются разного рода социальные установки, убеждения, верования, предрассудки и др.
Таким образом, изначально наше желание вступать в коммуникацию стимулируется потребностью в общении, мы получаем первичный положительный эмоциональный прогноз (вспомните, как маленькие дети радостно реагируют на приближение родителей, а позднее доверчиво и открыто подходят к сверстникам). Однако в ходе становления и развития личности формируется целый комплекс факторов, влияющих как на наше стремление к общению, так и на нашу успешность в этой сфере.
В частности, на основе потребности в общении развивается ряд социогенных, специфически человеческих потребностей: потребность в одобрении, потребность в самовыражении, потребность в признании и др. Эти потребности, ничуть не меньше, чем породившая их потребность в общении, воздействуют на коммуникативное поведение индивида, например, диктуя ему агрессивный стиль ведения диалога или, напротив, вызывая страх перед аудиторией.
В заключение отметим, что потребность в общении даёт нам стимул к личностному росту и расширению социальных связей; через общение с другими людьми человек узнаёт себя, получает оценку своей личности, становится частью всё более широких сообществ. Таким образом, общение обеспечивает нам, с одной стороны, условия выживания, а с другой – условия развития.

Литература.
1. Голдберг, Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация /Голдберг Элхонон. - М. Смысл, 2003. – 336 с.
2. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. Политиздат, 1990. – 494 с.
3. Симонов, П.В. Мотивированный мозг. /П. В. Симонов. - М. Просвещение, 1987. – 270 с.



общение как потребность человека и как социальное явление:Общение как человеческая потребность Общение как человеческая потребность Потребность в общении есть одна из базовых потребностей человека как социального существа – именно поэтому

общение как потребность человека и как социальное явление

Общение как потребность человека и как социальное явление 11 9 10